Блог: Заметки о туризме

Главная > Блог > Заметки о туризме > О научном плагиате: как я обнаружил свою статью под чужой фамилией
Сауков Г. Применение метода упражнений в преподавании экскурсоведения

О научном плагиате: как я обнаружил свою статью под чужой фамилией

На днях в связи с тем, что появилось чуть-чуть больше свободного времени из-за введения режима самоизоляции, решил залить на персональный сайт свои последние тезисы и статьи по археологии нового времени, а заодно и на сайт Academia.edu. Поскольку на последнем не было четырёх моих очень давних публикаций, посвящённых индустрии туризма, то вспомнив о них решил также проверить не перепостил ли или не процитировал ли их кто-либо за последние годы.

Надо сказать, был приятно удивлён, что на три из них в своих статьях ссылались различные авторы и особенно часто на статью «Сувенирная продукция в туризме (региональный аспект)», по сути представляющую выжимку моей дипломной работы. Менее приятно было увидеть эту статью на сайтах курсовых и дипломных работ для студентов без указания моего авторства. Но, впрочем, это было в некоторой степени даже ожидаемо. Совсем неожиданным было другое.

Когда я вбил в «Яндексе» название статьи, на которую ни у кого не нашёл ссылок – «Применение метода упражнений в преподавании экскурсоведения», то увидел, что она присутствует на сайте rusnauka.com. Первая мысль была: «О, кто-то разместил мою статью на этом сайте!». Когда я перешёл на него и увидел в шапке: «Ю.М. Мауль Кокшетауский Государственный Университет им. Ш. Уалиханова, Кокшетау, Казахстан», то второй моей мыслью было: «О, кто-то в Казахстане, как и я в своё время применил метод упражнений в преподавании экскурсоведения и написал об этом!». И только когда я начал читать текст я, наконец понял, что это моя же статья, но с некоторыми незначительными изменениями. Как говорится: «найдите пять отличий». Я нашёл:

1.    наличие аннотации на русском и английском языках;
2.    отсутствие третьего и четвёртого абзацев;
3.    город Тюмень в тексте заменён на город Кокшетау, а Тюменская область на Акмолинскую;
4.    Тюменский государственный институт искусств и культуры в шапке и тексте заменён на Кокшетауский государственный университет им. Ш.Ш. Уалиханова
5.    Иван Яковлевич Словцов – директор Тюменского Александровского реального училища в тексте первого упражнения превратился вдруг в директора «политехнического колледжа».

Если интересно – сравните сами оба варианта статьи, привожу адреса их размещения:

1.    https://saukow.ru/publikacii/nauchnye/primeneie-metoda-uprazhneniy-v-prepodavanii-ekskursovedeniya
2.    http://www.rusnauka.com/2_KAND_2011/Pedagogica/78489.doc.htm

У тех, кто меня не знает, наверное, может возникнуть вопрос: «А какие основания считать, что это статья действительно Г.Н. Саукова, а не Ю.М. Мауль?». На мой взгляд, чтобы убедиться в этом вовсе не нужно даже проводить сложную лингвистическую экспертизу или, что проще – приводить свидетельства очевидцев. Например, свидетельства моих студентов специализации «Организация и постановка туристско-экскурсионных культурных программ» ТГИИК, у которых я в 2003-2005 годах вёл семинары по экскурсоведению, где с первого семестра 2004-2005 учебного года применял описанные в статье упражнения. Можно не беспокоить и моего тогдашнего научного руководителя – доктора философских наук Л.Н. Захарову, которая проверяла эту статью перед тем как я её отдал для публикации в сборник конференции. В этом совершенно нет нужды, хотя при необходимости всё это можно и сделать. Достаточно обратить внимание на два очевидных факта.

Во-первых, есть напечатанный сборник: «Культурное пространство региона: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 14-15 апр. 2005 г. Отв. ред. М.А. Капеко. – Тюмень: Мандр и Ка, 2005. – 368 с.», где на 206-209 страницах, размещена данная статья под моим именем. Разумеется, имеется он не только у меня и у нескольких десятков авторов – участников этой конференции, но и в библиотеках, например, в Тюменской областной научной библиотеке им. Д.И. Менделеева и в Государственной публичной исторической библиотеке России. Та же статья под именем Ю.М. Мауль на сайте rusnauka.com размещена в разделе «Конференции 2011 года» – «Ключевые аспекты научной деятельности – 2011» – «Педагогика». Согласитесь – между 2005 и 2011 годами разница существенная.

Во-вторых, даже не зная вышеизложенной информации, а просто сравнивая тексты и список литературы в обоих вариантах статьи, можно сделать вывод, что наиболее вероятным создателем текста является скорее житель г. Тюмени, чем г. Кокшетау. Наличие в списке литературы у сотрудника Кокшетауского Государственного Университета им. Ш.Ш. Уалиханова двух краеведческих изданий, посвящённых Тюмени и шести изданий преподавателей Тюменского государственного института искусств и культуры является несколько неожиданным и выглядит совершенно естественным у выпускника, а затем преподавателя последнего ВУЗа. Половину этих изданий до сих пор невозможно найти в сети, а полный список имеется не в каждом тюменском книгохранилище, но все они есть в моей личной библиотеке, в том числе с автографами авторов.

Сама идея создания и применения упражнений для преподавания экскурсоведения у меня возникла именно благодаря моим учителям, а затем коллегам по ТГИИК – Л.Н. Захаровой, М.А. Капеко, Ю.В. Ларину, Н.Ю Перевозкиной, О.А. Покотило, К.Г. Рожко, Ф.А. Селиванову, которые применяли их в рамках курсов по философии, истории философии, эстетике, теории культуры. Мои упражнения были разработаны на основе двух изданий тюменского экскурсовода-практика Н.И. Сабитовой, краеведческих работ В.Н. Аксюты, В.Е. Копылова и многих других. Всё это и нашло отражение в моём списке литературы.

Я не берусь утверждать, что именно Ю.М. Мауль лично подправила и присвоила мою статью – у меня нет для этого достаточных оснований. Тут, по-моему, возможны два варианта: 1) человек может сам взять чужую статью, внести некоторые правки и опубликовать под своим именем; 2) человек может заказать написание статьи кому-либо, а уже этот кто-либо вместо того, чтобы написать оригинальный текст взял чужую статью, внёс небольшие правки и отдал в таком виде заказчику, который опубликовал её под своим именем. Но в любом из этих случаев Юлия Михайловна поступила некорректно. Если у кого-то или у самой Юлии Михайловны есть третий вариант того, как её имя появилось над текстом моей статьи, то пожалуйста изложите его в комментариях ниже. Я пока такого варианта придумать не смог.

У меня нет цели кого-то оскорбить и унизить – сайт rusnauka.com, Ю.М. Мауль или Кокшетауский Государственный Университет им. Ш.Ш. Уалиханова, который она тогда представляла. Я просто хочу заявить свои права на мой интеллектуальный труд. На который в своё время потратил силы и время, хотя мог бы их употребить на что-то другое. И более того, я считаю, что этот труд был украден не только у меня, но и у моего родного ВУЗа, а также у тех, на чьих плечах я стоял, создавая его. И я заявляю: «Применение метода упражнений в преподавании экскурсоведения» – это моя статья, опубликованная в 2005 году и описывающая мой личный педагогический опыт в Тюменском государственном институте искусств и культуры при проведении семинарских занятий по экскурсоведению в 2003-2005 годах.


Иллюстрации к тексту:
Культурное пространство региона: материалы Всерос. науч.-практ. конф.
Сауков Г. Применение метода упражнений в преподавании экскурсоведения
Сауков Г.Н. Упражнения по экскурсоведению
Культурное пространство региона: материалы Всерос. науч.-практ. конф.
Сауков Г. Применение метода упражнений в преподавании экскурсоведения
Сауков Г.Н. Упражнения по экскурсоведению
Поделитесь текстом в соцсетях:
Категория: Заметки о туризме | Дата: 22.04.2020 | Просмотров: 1565 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
avatar