Деловая культура в системе экономики
Г. Н. Сауков (г. Тюмень, ТГИИК)
В настоящее время в периодической печати и в научной литературе широко обсуждаются проблемы российской деловой культуры; её основные понятия, структура и принципы. Анализ публикаций [1, 2, 3, 4, 5] позволяет сделать вывод о том, что единое мнение о дефинициях отсутствует, имеет место отождествление различных видов или подвидов культуры, нет достаточно чёткого представления о месте деловой культуры в структуре культуры.
Шихирев П.Н. определяет деловую культуру как «культуру получения и распределения прибыли». При таком подходе она является составляющей экономической культуры – комплекса систем, регулирующих то, что человек делает в экономике [1].
Данное определение деловой культуры является спорным, однако стоит согласиться с тем, что она представляет собой одну из составляющих экономической культуры. Экономическая культура является одним из видов культуры, которых по различным основаниям выделяется великое множество. Наиболее приемлемым, с методологической точки зрения является выделение видов культуры на основе форм общественного сознания и порождающих их форм общественного бытия. Традиционно к формам общественного сознания относят:
а) политическое;
б) правовое;
в) нравственное;
г) эстетическое;
д) религиозное;
е) научное и/или философское.
Однако некоторые философы указывают на существование и других форм общественного сознания, в том числе – экономического [2, с. 3]. Можно говорить об экономическом виде культуры: «Экономическая культура может быть представлена как структура, формирующая экономические отношения» [4, с. 59]. «Экономика – это «пирамида», во-первых, подсистем производства, обмена, распределения и потребления материальных благ; во-вторых, экономической трудовой деятельности, таких же отношений, в том числе названных выше четырёх видов, экономических общения и поведения, соответствующих предприятий, учреждений и организаций (экономических институтов как вида социальных институтов), экономической духовности» [5, с. 9]. Структуру такой культуры можно представить как систему, состоящую из культуры производства, обмена, распределения и потребления.
Субъектами экономики являются домашние хозяйства (отдельные лица и семьи), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации (благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей и др.). Не все субъекты экономики имеют своей целью получение прибыли. Кроме того, человек далеко не всегда ведёт себя, сообразуясь только с собственной материальной выгодой. Ещё Т. Веблен замечал: не следует представлять «экономического человека» в виде механического шарика, своего рода «генерального калькулятора удовольствий и тягот», который руководствуется исключительно денежными мотивами. Поэтому деловая культура не может быть определена только как культура получения и распределения прибыли.
Деловая культура – способ ведения дел в рамках экономической культуры. Она проявляется в трудовой деятельности, в экономическом общении и поведении, которые осуществляются в подсистемах производства, распределения, обмена и потребления. Очень часто отождествляют деловую и предпринимательскую культуру, что спорно. Предпринимательская культура представляет собой лишь культуру предпринимателей – владельцев компаний, менеджеров, не являющихся их собственниками, а также организаторов бизнеса, сочетающих в одном лице владельцев и управляющих, но деловая культура присуща и другим субъектам экономики. Понятие «деловая культура» шире, чем понятие «предпринимательская культура».
Требуется тщательное исследование, проработка данного вопроса в культурологическом и философском контекстах.
Список литературы:
1. Шихирев П.Н. Деловая культура – это культура получения и распределения прибыли // Управление персоналом. 2000. № 11. С. 14.
2. Селиванов Ф.А. Сравнительный анализ предметов отражения форм общественного сознания // Диалектика форм и уровней общественного сознания: межвуз. сб. научн. ст. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1988. 133 с.
3. Общественное сознание и его формы / Отв. ред. Л.Н. Захарова. Тюмень, 1989. 90 с.
4. Культура и её виды / Отв. ред. К.Г. Рожко. Тюмень: Вектор Бук, 2002. 192 с.
5. Рожко К.Г. Формы общественной духовности и виды культуры: метод. пособие / Ответ. ред. М.А. Капеко. Тюмень: ТГИИК, 2002. 39 с.
Источник: Сауков Г.Н. Деловая культура в системе экономики // Общественная организация социально-культурной деятельности: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Культура Тюменской области: история, современное состояние, проблемы и перспективы» (г. Тюмень, 15-16 апр.