Мои публикации
Главная » »
10:07
3. Использование сувенира в  процессе и в целях туризма.
По мнению М.Б. Биржакова, приобретение сувениров является одной из целей туристского путешествия, причём не самой последней [2; 52]. Поэтому регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, а туристско-экскурсионные фирмы учитывать это в своих программах.
Это понимают и многие туроператоры, в том числе Ханты-Мансийская компания ОАО «Югорская долина», перечисляющая в своих каталогах среди прочей информации наиболее интересные и характерные сувениры автономного округа и места, где их можно приобрести. В рекламных проспектах некоторых фирм указываются приблизительные цены на сувениры. Кроме того, для посещения магазинов с целью приобретения сувениров обычно в экскурсионных программах отводится время. Многие туристские фирмы для удобства своих клиентов на время посещения магазинов организуют их доставку на автотранспорте в торговый центр и выделяют им в помощь гидов-переводчиков. К примеру, та же компания «Югорская долина», приблизительно две трети клиентов которой бизнесс-туристы, не обладающие большим количеством времени, предоставляет им разнообразные услуги, среди которых и помощь по приобретению северных сувениров [12; 17].
Помощь в выборе сувенира является дополнительной услугой и оплачивается отдельно, согласно прейскуранту цен на дополнительные услуги экскурсовода. Это дополнительный заработок для экскурсовода и дополнительные средства, остающиеся в регионе. В свою очередь, это требует от экскурсовода хорошего знания ассортимента сувенирной продукции своего региона, чтобы выбрать наиболее подходящий сувенир для определённой категории туристов и индивидуально для каждого.
В Центральном федеральном округе эта задача облегчается проведением маркетинговых исследований в целях изучения предпочтений туристов и наиболее эффективного удовлетворения их потребностей. Их результаты будут полезны и для экскурсоводов нашего региона. Так, в результате исследований выяснилось, что арабские, японские, китайские и турецкие туристы чаще приобретают изделия из финифти и янтаря. Европейских же туристов интересуют сувениры с советской символикой. Исследования показали также, что туристы из разных стран предпочитают разные матрёшки. Например, американские туристы чаще всего покупают матрёшки, изображающие политиков и спортсменов, туристы из Великобритании предпочитают традиционные семёновские матрёшки, немецкие туристы – расписные тёмных оттенков, для китайских же туристов главным критерием является цена сувенира.
Благодаря тому, что сувенир, отображает культурные достижения региона, передаёт национальный и местный колорит, он используется как средство рекламы и PR. На российских и международных выставках оформляются стенды c помощью наиболее интересных сувениров своего региона. Например, Турбюро Тюменского государственного института искусств и культуры, организующее экскурсии по Тюмени, в марте 2004 г. на туристской выставке при оформлении стенда применило сувенирные открытки, посвящённые памятникам архитектуры Тюмени.
Возможность использования сувениров в качестве рекламы не только региона, но и самой туристско-экскурсионной фирмы наконец-то осознали директора тюменских компаний. Начиная с 2003 г. такие турфирмы как «Одиссея», «Околица», «Ветер странствий», «Планета тур», туристическое бюро «Тюмень» и другие, являются спонсорами разнообразных наборов сувенирных открыток, издающихся в последние годы в большом количестве. Дарение этих и подобных сувениров некоторым категориям туристов и руководителям школьных и студенческих групп в конце тура или экскурсии, несомненно, оставит память и благоприятное впечатление не только о регионе, но и о фирме. А напечатанные на обложке адреса и телефоны турфирм помогут туристам связаться с ними для заказа новых экскурсий или туров. Разнообразие тем наборов сувенирных открыток позволяет дифференцированно подойти и к выбору сувенира. Например, в конце экскурсии «Храмы Тюмени», «Вечерняя Тюмень» можно подарить и одноимённые наборы открыток, а в конце экскурсии «По площадям и паркам нашего города» – набор открыток «Тюмень. Цветы и фонтаны» и т.д.
Большое разнообразие сувениров привлекает к ним внимание людей, одержимых страстью коллекционирования. Хобби одних – значки, памятные медали и монеты, у других это почтовые марки, открытки, брелки, различные изделия народных художественных промыслов и т.д. Некоторые туристско-экскурсионные фирмы, желая выжить в условиях жестокой конкуренции, стремятся создать эксклюзивный туристский продукт и предлагают туры для этой категории туристов. В рамках такого вида туризма, как хобби-туризм организуются специальные туры для коллекционеров (филателистов, филокартистов, нумизматов, фалеристов и других), в которых они имеют возможность заняться любимым делом в среде единомышленников во время отдыха или путешествия [9; 23]. То есть, можно сказать, что сувенирам посвящаются специальные туры.
«Центры народного искусства привлекают туристов как объекты экскурсионного показа и сувенирной продукции» [9; 58]. Некоторые российские туристско-экскурсионные фирмы организуют экскурсии на предприятия и в мастерские, производящие сувенирную продукцию. Например, экскурсии в посёлок Жостово Московской области, где производятся знаменитые жостовские подносы, или на нижегородскую фабрику «Семёновская роспись», где делают матрёшки. Подобные экскурсии не распространены широко, и даже считаются у нас экзотическими [16; 4]. Однако есть примеры проведения таких экскурсий в Тюменской области. В частности, Ханты-Мансийская компания ОАО «Югорская долина» организует для туристов посещение центра прикладного творчества и ремёсел, музеев-мастерских известных художников Игошева и Райшева. Не менее интересна экскурсия в этнографический музей под открытым небом «Торум-Маа», где проводятся различные мастер-классы по народным ремёслам – изготовлению изделий из бересты и корней кедра, бисероплетению и другим.
Проводятся подобные экскурсии и на юге Тюменской области. Так, некоторые туристско-экскурсионные фирмы Тюмени, например, «Одиссея», «Глобус», «Околица» организуют экскурсии в Тобольск, куда включают посещение творческой мастерской «Минсалим» художника-костореза с мировым именем М.В. Тимергазеева.
Приём туристов в мастерской продуман до мелочей, поэтому посещение мастерской становится одним из самых ярких и незабываемых моментов экскурсии. Происходит это следующим образом. Мастер выходит навстречу гостям в рабочем фартуке и с повязкой на голове, что придаёт всему происходящему особый колорит. Сам рассказывает туристам о тобольской резной кости, а также некоторые моменты своей биографии, благодаря чему между ним и экскурсантами устанавливаются доверительные отношения. Желающие могут не только увидеть процесс создания художественного изделия, но и сами поучаствовать в нём. Ну и, конечно же, туристы не уходят из мастерской без сувениров, возможность приобретения которых указывается в программе экскурсии. По просьбе экскурсанта, купившего сувенир, мастер может поставить на нём свой автограф.
Тюменским областным центром прикладного творчества и ремёсел в собственном выставочном зале «Народная галерея» проводятся выставки и выставки-ярмарки произведений народных мастеров, способных привлечь жителей и гостей Тюмени. Также желающие могут приобрести как тюменский, так и российский сувенир в расположенном тут же художественном салоне.
Однако для более эффективного использования сувенирной продукции в процессе и в целях туризма необходимо взаимодействие народных мастеров, центров народного художественного творчества, художественных салонов, экскурсоводов, туристских фирм и представителей органов власти, которого на данный момент нет. Опрос сотрудников художественных салонов Тюмени, показал, что отсутствует связь между художественными салонами и туристско-экскурсионными фирмами, занимающимися приёмом туристов и проведением экскурсий.  А эта связь нужна и выгодна всем: художественные салоны были бы обеспечены клиентами, туристы знакомились бы с изделиями народных художественных промыслов региона и приобретали бы понравившиеся сувениры, экскурсоводы, приводящие туристов в салон, могли бы получать определённый процент от проданной сувенирной продукции, как это делается в мировых туристских центрах.
Большая масса художественных салонов Тюмени работают с 1000 до 1900, причём все они в выходные дни закрываются раньше, либо вообще не работают. Всё это часто создаёт неудобства для туристов, многие из которых – бизнес-туристы. Для них часто организуются вечерние экскурсии, так как на протяжении всего дня и до позднего вечера они заняты своими делами.
Налицо отсутствие взаимопонимания и недостаточное взаимодействие различных отраслей туристской индустрии Тюменской области. Выходом из данной ситуации могло бы стать создание координационного совета по развитию внутреннего туризма Тюменской области, наподобие координационного совета созданного в Ханты-Мансийске, куда вошли бы представители всех заинтересованных сторон. Подобный совет решал бы проблемы сувенирной, а также других отраслей туристской индустрии Тюменской области, вырабатывал бы единую политику устойчивого развития рынка внутреннего туризма.
Кроме того, необходимо проведение маркетинговых исследований, подобных упомянутым выше, с целью изучения потребностей туристов и наиболее эффективного их удовлетворения.
Московскими художниками и мастерами создан сайт в сети «Интернет» (www.webvernisage.com), где можно познакомиться с различными сувенирами народных художественных промыслов, почитать статьи по различным направлениям декоративно-прикладного искусства, познакомиться с подробной биографией мастера, а также оформить заказ на приглянувшийся экспонат. Подобный сайт был бы полезен и для Тюменской области.
Также можно было бы в одном из старинных городов Тюменской области – Тюмени, Тобольске, Ишиме или Ялуторовске создать улицу ремёсел, где располагались бы мастерские традиционных народных художественных промыслов юга Тюменской области. Проведение экскурсий, мастер-классов и продажа сувениров, сделанных на основе народных художественных промыслов в этих мастерских стали бы одним из важнейших факторов, влияющих на привлекательность региона для туристов.
Все эти меры способствовали бы наиболее эффективному использованию сувенирной продукции в процессе и в целях туризма в частности и развитию всей туристской индустрии Тюменской области в целом.

 

Список литературы:

1. Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры.  2-е изд. перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1977. 312 с.
2. Биржаков, М.Б. Введение в туризм. 4-е изд. перераб. и доп. СПб.: Изд. дом «Герда», 2002. 320 с.
3. Биржаков, М.Б., Маринин, М.М. Shopping/покупки // Туристские фирмы. 1997. Вып. 12. С. 231-253.
4. Богданова, С. Туризм на земле Югорской // Российская туристическая газета. 2001. № 18-19. С. 4.
5. Воевецкая, И.  Никольская ярмарка… Звонкая и яркая! // Городские будни. 2002. № 52. С. 2.
6. Гранин, Д.А. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 2.: Рассказы и повести; Путешествия. Л.: Худож. лит., 1989. 533 с.
7. Княжева, А. Семьсот подарков области // Тюменский курьер. 2003. № 91. С. 2.
8. Копылов, В.Е. Окрик памяти. История Тюменского края глазами инженера: В 3 кн. Кн. 1. 3-е изд., испр. Тюмень: ИФ «Слово», 2002. 336 с.
9. Менеджмент туризма / Научн. ред. В.А. Квартальнов. М.: Российская международная академия туризма, 1996. 230 с.
10. Назарова, К.Н., Ордынская, Т.Н. Русский сувенир. М.: Реклама, 1973. 80 с.
11. Орловский, Э.И. Сувениры. М.: Экономика, 1974. 183 с.
12. Осадин, Б. Югра Валерия Кушникова // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2003. № 1. С. 17-18.
13. Тарабаева, И. Тюменские голоса XX в. // Тюменские известия. 2001. № 78-79. С. 4.
14. Туризм в ХМАО – не мечта, а реальность // Жизнь Югры. 2002. № 45. С. 2.
15. Чичкина, С. Матрёшки бывают разными // Российская туристическая газета. 2001. № 38. С. 8.
16. Чичкина, С. Экзотикой по стереотипам // Российская туристическая газета. 2002. № 6. С. 4.
17. Шайхтдинова, Н.Х. Народное искусство Тюменской области XIX-XX вв.: Метод. разраб. в помощь лектору. Тюмень, 1989. 29 с.
 
Источник: Сауков Г.Н. Сувенирная продукция в туризме (региональный аспект) // Туризм в социокультурном пространстве Тюменского региона / Научн. ред. Л.Н. Захарова. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2006. – с. 105-120.
Категория: Научно-исследовательские | Просмотров: 3551 | Добавил: saukow | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]