Мои публикации
Главная » »
10:08

Важной составляющей подготовки специалистов в области туритско-экскурсионного бизнеса является экскурсоведение. При обучении основам этого предмета необходимо добиться усвоения студентами определённого круга знаний и формирования навыков их практического применения. Для этого используются такие формы проведения занятий, как лекции, семинары, практические занятия, учебные экскурсии, консультации и самостоятельная работа студентов.

Согласно методическим рекомендациям по подготовке экскурсоводов, для передачи и закрепления знаний традиционно применяются такие методы как изложение материала преподавателем, опрос, самостоятельное изучение литературы и подготовка сообщений студентами.

Для эффективного усвоения теоретических и фактических знаний необходимо применение и других методов в преподавании экскурсоведения. Одним из них может являться метод упражнений. Тюменский государственный институт искусств и культуры (ТГИИК) имеет богатый опыт использования этого метода для преподавания таких предметов как философия, логика, эстетика, социокультурная динамика. Преподаватели института являются авторами многих сборников упражнений по философии, истории философии, эстетике и теории культуры [2, 3, 6]. Прежде всего, это связано с именем профессора Ф.А. Селиванова – зачинателя метода упражнений в преподавании философии. Ещё в 1967 году им в соавторстве с В.Н. Сагатовским и В.А. Дмитриенко был создан первый сборник упражнений по философии, изданный в Томске. После этого подобные сборники выходили в Москве, Тюмени и других городах [4. – С. 7].

Изучение и обобщение данного опыта позволило автору в 2004 году составить и в течение первого семестра 2004/2005 учебного года применить упражнения для проведения семинаров по экскурсоведению со студентами третьего и четвёртого курсов специализации «Организация и постановка туристско-экскурсионных культурных программ» ТГИИК. Также упражнения были применены для повторения ранее пройденного материала и проверки остаточных знаний у студентов пятого курса той же специализации.

Использование метода упражнений позволило заинтересовать и, как следствие, значительно повысить активность работы студентов на семинаре. Во многом этого удалось добиться благодаря составлению упражнений на основе краеведческого материала, что является особенно важным в экскурсоведении, т.к. знание истории региона – необходимая составляющая профессиональной культуры экскурсовода.

На основе фактов из истории тюменского региона были составлены упражнения по таким теоретическим вопросам как «понятие и сущность экскурсии», «классификация экскурсий», «функции экскурсий». В качестве примера ниже приведено упражнение 1, которое, как и некоторые другие упражнения, помогают не только закрепить пройденный материал, но и познакомить с историей экскурсионного дела в Тюменской области.

Большое значение при подготовке экскурсоводов имеет обучение на основе примеров из практики профессионалов. Обобщением многолетнего опыта работы в экскурсионном бизнесе в тюменском регионе являются книги доцента ТГИИК Н.И. Сабитовой [7, 8], на основе которых были составлены упражнения, имеющие практическое значение по таким темам курса как «этика экскурсовода», «элементы психологии в экскурсоведении». Примером таких упражнений является упражнение 2. В ходе оживлённой дискуссии, вызываемой в группе подобными упражнениями, сообща находятся выходы из ситуаций, с которыми студенты могут столкнуться, работая на маршруте.

Также практическое значение имеют такие упражнения, где необходимо выполнить какое-либо задание, например упражнение 3. Подобные упражнения позволяют не только закрепить пройденный на лекции материал (в данном случае – принципы отбора экскурсионных объектов), но и сформировать у студентов определённые навыки необходимые для создания экскурсий.

Таковы основные виды упражнений, применявшихся при проведении семинаров по экскурсоведению, при этом происходил отсев некоторых упражнений, либо их доработка. Подобные упражнения могут быть использованы также и при проведении лекционных занятий, консультаций, самостоятельной работы студентов. Последнее возможно только при условии издания сборника упражнений, что вполне осуществимо, особенно если сборник помимо упражнений по экскурсоведению будет содержать упражнения по таким специальным предметам как история туризма, гостиничный бизнес, туристские формальности и т.д.

Положительный опыт использования метода упражнений в преподавании экскурсоведения позволяет говорить о необходимости его совершенствования и дальнейшего применения в комплексе с другими методами. Это позволит повысить качество обучения и в целом профессиональную культуру будущих специалистов в области туристско-экскурсионного бизнеса.

 

Упражнения

1. а) Директор Тюменского Александровского реального училища И.Я. Словцов в тёплое время года любил проводить экскурсии на природе для учащихся. Он выезжал за город на пролётке, ученики же гурьбою шли вслед за учителем. В лесу Иван Яковлевич рассказывал о различных породах деревьев, сортах мха, съедобных и ядовитых грибах, ягодах, знакомил ребят с названиями полевых цветов, их строением [1, 5].

б) Иногда директор откупал целиком пароход, и всё училище отправлялось на экскурсию по реке [5. – С. 114].

О каких видах экскурсий здесь идёт речь?

2. Очень часто тюменским экскурсоводам приходится слышать от многочисленных деловых туристов, отправляющихся на экскурсию после проведения деловых встреч, конференций фразы такого типа: «Может, мы не поедем на экскурсию, а продолжим обсуждение. Что здесь можно увидеть, мы только что из Италии вернулись» [7. – С. 107].

Как должен повести себя в подобной ситуации экскурсовод? Какие выходы из неё Вы можете предложить?

3. На основе принципов отбора объектов для обзорных и тематических экскурсий выберите объекты показа для экскурсий по следующим темам: «Тюмень – ворота Сибири» (обзорная), «Тюмень архитектурная», «Тюмень литературная», «Тюмень вечерняя». Для следующих категорий туристов: школьники из сельской местности средних классов, иногородние школьники старших классов, студенты тюменских ВУЗов, участники межрегиональной конференции.

 

Литература:

1. Аксюта, В.Н. К вопросу о создании и работе всесословной школы в Тюмени / Аксюта В.Н. // Ежегодник ТОКМ: 1992. – Тюмень: Вектор Бук Ltd, 1994. – C. 61-71.

2. Бытие и небытие: сб. упражнений по философии: учеб-метод. пособие / отв. ред. Рожко К.Г.; автор. коллектив: Ларин Ю.В., Перевозкина Н.Ю., Рожко К.Г., Селиванов Ф.А. – Тюмень: ТГИИК; 2003. – 61 с.

3. Захарова, Л.Н. Сборник упражнений и вопросов по эстетике и теории культуры: Учебное пособие: в 2 ч. / Захарова Л.Н., Селиванов Ф.А., Капеко М.А., Рожко К.Г. – Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 2000. – 156 с.

4. Капеко, М.А. Фёдор Андреевич Селиванов / Капеко М.А., Рожко К.Г., Маслова И.Н. // Селиванов, Ф.А. Поиск ошибочного и правильного. / Селиванов Ф.А. – Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 2003. – С. 3-10.

5. Копылов, В.Е. Окрик памяти. История Тюменского края глазами инженера: в 3-х кн. Кн. 1. – 3-е изд., испр. / Копылов В.Е. – Тюмень: Слово, 2002. – 336 с.

6. Покотило, О.А. Сборник вопросов по истории философии: учеб.-метод. пособие. – Тюмень: Сиб. изд. дом, 2000. – 79 с.

7. Сабитова, Н.И. Экскурсионная деятельность в Тюмени. / Сабитова Н.И. – Тюмень: Вектор Бук, 2004. – 124 с.

8. Сабитова, Н.И. Экскурсовод – профессия: метод. советы начинающему экскурсоводу. / Сабитова Н.И. – Тюмень: ТГИИК, 2002. – 31 с.

 

Источник: Сауков Г.Н. Применение метода упражнений в преподавании экскурсоведения // Культурное пространство региона: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 14-15 апр. 2005 г. Отв. ред. М.А. Капеко. – Тюмень: Мандр и Ка, 2005. – с. 206-209.

Категория: Научно-исследовательские | Просмотров: 2413 | Добавил: saukow | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]