Научные исследования

Главная > Публикации > Научные исследования

Сувенирная продукция в туризме (региональный аспект)

Г. Н. Сауков

1. Понятие, классификация и значение сувенира.

Индустрия туризма представляет собой систему, являющуюся совокупностью взаимосвязанных элементов - предприятий, выпускающих товары и услуги, без которых не может существовать современный туризм. К ним относятся:

  • транспортные предприятия;
  • предприятия питания;
  • предприятия размещения;
  • туристские, экскурсионные бюро и компании;
  • учебные заведения туристского профиля;
  • информационные и рекламные службы;
  • предприятия по производству сувениров;
  • предприятия по производству предметов туристского снаряжения и инвентаря;
  • научно-исследовательские организации туристского профиля.

Недостаточное развитие хотя бы одной из этих отраслей отрицательно сказывается на системе в целом и существенно снижает планируемые доходы от туризма. И наоборот, туристские центры, в которых всё поставлено на службу туристу и гармонично развиваются все отрасли туристской индустрии, получают максимальную прибыль.

К сожалению, не все и не всегда это понимают, и поэтому сувенирной продукции, её производству и использованию в процессе и в целях туризма не уделяется внимание как в теории туризма, так и на практике. Во многом это идёт от понимания сувениров как никому не нужных безделушек, не приносящих пользы и туристскому центру. Обоснованно ли это? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть понятие и сущность сувенира.

История сувенира уходит корнями в далёкое прошлое. С древних времён существовал обычай оставлять какую-нибудь вещь, способную пробуждать воспоминания. Этот обычай у каждого народа и в каждой стране получил свою неповторимую окраску. Например, на Руси собравшемуся в военный поход ратнику девушка дарила на память о себе расшитый рушник, бояре преподносили иноземным послам собольи меха и в свою очередь получали сабли дамасской стали. Позже, в XVIII в. такие подарки в России стали называть сувенирами (от фр. souvenir - воспоминание, память).

В конце XIX века в силу политико-экономической ситуации возник и оформился в своём настоящем состоянии туризм [2; 24]. С оформлением и дальнейшим развитием массового туризма всё больше и больше людей, отправлявшихся в путешествие в другие страны, приобретало понравившиеся им вещицы не только для того, чтобы подарить близким, но и для себя на память о посещённых местах, интересных событиях, участниками которых они стали. Привозить с собой сувениры из дальних поездок стало традицией. Таким образом, понимание сувенира лишь как подарка на память перестало соответствовать действительности.

В настоящее время сувенир - это художественное или художественно оформленное изделие, как правило, небольших размеров, отображающее местные особенности, достопримечательности, выдающиеся события и достижения, которое приобретается туристом на память о путешествии или для подарка другому лицу.

В большинстве случаев  сувениры – это изделия народных художественных промыслов и художественной промышленности. И это не случайно, ведь именно изделия народных художественных промыслов будут для туриста наилучшим напоминанием о чужой стране, поскольку наиболее ярко передают её культурные особенности. Показательным является тот факт, что вместе со становлением туризма в конце XIX – начале XX в. во многих странах мира, в том числе и в России, началось возрождение давно забытых или угасающих народных художественных промыслов, которые стали фундаментом сувенирной отрасли.

Но сувениры – это не только изделия народных художественных промыслов и художественной промышленности. Писатель Д.А. Гранин, рассказывая о посещении острова Капри, писал: «Вплотную, друг за другом, тянулись лавочки, вывернутые наружу со своими товарами, так, что внутрь лавочки заглядывать не имело смысла. Всё, что есть примечательного, развешано на витринах, щитах, стоит на лотках. Главным образом это сувениры. Сувениры состоят из открыток, шкатулок, оклеенных ракушками, бутылок вина, кошельков, ножичков…» [6; 427].

Писатель правильно относит к сувенирам открытки, и даже вино, это не противоречит приведённому выше определению сувенира, а также подтверждается авторами, занимавшимися   теорией   сувенирной   продукции   – Р.А.  Бардиной  и  Э.И. Орловским. Каждый из них предложил свою классификацию сувениров, где выделил в отдельную группу или подгруппу продовольственные сувениры, парфюмерно-косметические, табачные.

Бутылка вина, привезённая из Франции, или коробка сигар из Кубы будут, либо прекрасным подарком, либо предметом, который напомнит человеку о посещённом им месте не только не хуже, чем, например, шкатулка оклеенная ракушками, но возможно и лучше. По утверждению учёных, запах и вкус могут пробуждать у человека более яркие воспоминания о пережитом и увиденном, чем даже просмотр открыток с видами той местности, которую он посетил. Таким образом, сувенир хоть и часто, но не всегда является художественным изделием.

Однако, в отличие от изделий народных художественных промыслов, очень немногие изделия пищевой, полиграфической или другой промышленности могут стать сувениром. Критерии, по которым то или иное изделие можно отнести к сувенирной продукции, обозначены в предложенном выше определении сувенира. Вещь, не являющаяся изделием народных художественных промыслов или художественной промышленности, должна, по крайней мере, быть художественно оформлена, отображать местные природные или культурные особенности, достопримечательности. Также желательно, чтобы предмет имел небольшие размеры, что является существенным для большинства туристов. К сожалению, последнего не понимают многие тюменские художники, пишущие картины больших форматов, а также работники художественных салонов, предлагающие их туристам в качестве сувениров, от которых они, естественно, отказываются.

Широкий ассортимент сувенирной продукции, изготовляемой как кустарным, так и промышленным способом, требует создания классификации, необходимой для наиболее эффективного обслуживания туристов, удовлетворения их потребностей. На основе классификаций сувенирной продукции, предложенных  Р.А. Бардиной и Э.И. Орловским, можно предложить более точную классификацию сувениров, хотя и в неё, безусловно, могут быть внесены корректировки.

I. По тематике сувениры делятся на:

1) сувениры, связанные с определённым местом, отражающие природу, национальные и местные особенности;

2) сувениры, связанные с какой-либо датой или определённым событием;

3) сувениры, связанные с какой-либо выдающейся личностью;

4) комбинированные.

II. По способу использования сувениры делятся на:

1) утилитарные;

2) декоративные.

III. По преобладающему материалу сувениры делятся на:

1) сувениры из дерева различных пород, коры, лозы;

2) сувениры из бумаги, картона, папье-маше;

3) сувениры из керамики;

4) сувениры из поделочных камней, янтаря;

5) сувениры из стекла;

6) сувениры из металла;

7) сувениры из пластмасс;

8) сувениры из резины и каучука;

9) сувениры из кожзаменителей, кожи, меха;

10) сувениры из ниток, ткани, пряжи;

11) сувениры из кости, рога, перламутра;

12) сувениры, изготовленные из нескольких материалов.

IV. По промышленно-отраслевой принадлежности сувениры делятся на:

1) сувениры народных художественных промыслов;

2) сувениры художественной промышленности;

3) сувениры легкой промышленности;

4) сувениры полиграфической промышленности;

5) сувениры пищевой промышленности:

  • сувениры кондитерской промышленности;
  • сувениры ликёроводочной промышленности;
  • сувениры табачной промышленности;
  • прочие;

6) сувениры парфюмерно-косметической промышленности;

7) прочие.

В теории туризма сувениры относят к товарам туристского назначения, которые являются составляющей туристского продукта. Туристский продукт – совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (услуг) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его путешествия и вызванных именно этим путешествием. Схематически это представлено на рис. 1.

 

Сувенир в структуре туристского продукта

Рис. 1. Сувенир в структуре туристского продукта

 

Таким образом, с точки зрения теории туризма сувенир – это один из специфических туристских товаров, необходимый для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его путешествия и вызванных именно этим путешествием.

Необходимо понимать, что услуги, входящие в тур, это ещё не весь турпродукт. Турист, помимо этого, рассчитывает потратить деньги на дополнительные услуги и на товары, которые туристский центр должен им предоставить, если хочет получить максимальную прибыль. Покупки сувениров составляют важный   элемент   туристского   путешествия, так как трата денег входит в перечень удовольствий, которые турист желает получить, и получает при грамотном обслуживании. В противном случае турист уезжает с чувством неудовлетворения, а регион остаётся с упущенной выгодой.

В марте 2003 г. в Ханты-Мансийске проводился чемпионат мира по биатлону. По мнению специалистов туристско-экскурсионного бизнеса, спрос на некоторые виды сувенирной продукции, посвящённой данному мероприятию, значительно превзошёл её предложение. А это значит, не были удовлетворены потребности туристов и налицо упущенная выгода. Между тем во всём мире при организации подобных мероприятий уделяется большое внимание производству и реализации сувенирной продукции с символикой, так как в немалой степени благодаря этому окупаются расходы на проведение спортивных состязаний. Примером тому может служить опыт проведения Зимних Олимпийских игр в Лилихаммере (Норвегия), где был достигнут высокий коммерческий успех, в том числе и за счёт активной торговли сувенирами с символикой игр [2; 142].

Кроме экономического значения, сувенирная отрасль также имеет и социальное значение для региона, поскольку производство и продажа сувениров обеспечивают занятость местного населения.

Благодаря повышенному спросу на оригинальную сувенирную продукцию, передающую национальный колорит, возрождаются традиционные народные художественные промыслы; таким образом оказывается благоприятное влияние и на культуру региона.

Сувенир – это частица культуры народа. Совершенно справедливо их называют визитными карточками страны, её культуры и искусства. Сувениры выполняют познавательную роль, способствуют духовному обогащению людей, отражая жизнь и культуру страны, местности, которую они представляют.

Визитная карточка – это, в некотором роде, реклама. Не является исключением и сувенир, отображая достижения искусства, спорта, науки и техники региона, он создаёт ему благоприятный имидж. Человек же, побывавший в туристской поездке, демонстрируя привезённые сувениры, невольно становится бесплатным рекламным агентом туристского центра, чем активно способствует привлечению в него новых туристов.

Итак, сувенир, являясь составляющей туристского продукта и удовлетворяя разнообразные потребности туристов, приносит ощутимую пользу региону. Поэтому недостаточное развитие сувенирной отрасли в Российских туристских центрах, отмечаемое иностранными специалистами, а также отсутствие глубокой теоретической разработки данного вопроса в современной туристской литературе является серьёзным упущением.

 

2. Сувенирная продукция Тюменской области.

Менеджеры туристско-экскурсионных фирм и экскурсоводы в особенности должны знать наиболее характерные сувениры своего региона, чтобы использовать их в процессе и в целях туризма.

Анализ ассортимента сувенирной продукции, продающейся в художественных салонах, киосках тюменских и тобольских музеев, книжных и продовольственных магазинах показал, что на рынке сувенирной продукции Тюменской области представлены как сувениры народных художественных промыслов, так и сувениры различных отраслей промышленности.

Народное искусство Тюменской области разнолико. За Урал издревле шли переселенцы из различных мест Руси и затем России. Веками шёл процесс взаимовлияния различных культурных традиций. В Сибири развивались обусловленные жизненными потребностями народа различные ремёсла, среди них художественные: гончарный, резьбы по дереву, орнаментики бересты, плетение из соломы, корней и ветвей деревьев, резьбы по кости и другие [17; 6-7]. На основе этих ремёсел в настоящее время в Тюменской области создаются сувениры.

Самый известный народный художественный промысел Тюменской области, принёсший сибирским мастерам мировую известность и многочисленные награды на российских и международных выставках, своеобразная визитная карточка Тюменской области – это Тобольская резная кость. Ещё в XIX веке изделия тобольских косторезов вывозились на продажу в европейскую часть России.

Особенностью Тобольской резной кости является ведущее положение объёмной скульптуры. Однако создаются и другие вещи – шахматы, шашки, нарды, женские украшения, брелки, панно, ручки, ножи для бумаги и т.д. Всё это можно приобрести в настоящее время в  художественных салонах городов Тюменской области.

В Тобольской губернии, а затем и в Тюменской области был широко распространён гончарный промысел. Гончарное производство было особенно развито в различных сёлах нынешних Ялуторовского, Упоровского, Тюменского, Заводоуковского и других районов [17; 7-8]. И сегодня тюменские мастера продолжают традиции своих предшественников, создавая из глины интересные сувениры с тюменской символикой: подвески, панно, фляжки, символические ключи, брелки и другие. В Урае из кожи и меха создаются прекрасные сувениры в стиле народов Севера – панно, брелки, игрушки. Приобрести их можно и в Тюмени.

Изделия народных художественных промыслов – желанный сувенир для туриста, так как наиболее ярко передают её культурные особенности. Только на юге Тюменской области работают свыше тысячи мастеров прикладного творчества и ремёсел. Поэтому развитие народных художественных промыслов – перспективное направление развития рынка сувенирной продукции. Этому содействуют городские и районные центры ремёсел Тюмени, Ялуторовска, Ишима, Заводоуковска, а также центры ремёсел автономных округов Тюменской области.

В Ханты-Мансийском автономном округе в последние годы уделяется большое внимание туризму, и в частности сувенирной отрасли. Окружной центр прикладного творчества и ремёсел сотрудничает с мастерами по изготовлению изделий с различной символикой, проводит конкурсы на лучшую сувенирную продукцию из бересты, дерева, кости, керамики и металла. Ишимский дом национальных культур и ремёсел в декабре 2002 г. провёл подобный конкурс под названием «Ишимский сувенир», работы победителей которого приобрели статус официального сувенира Ишима. В августе - октябре 2003 г. Тюменским областным центром прикладного творчества и ремёсел был проведён конкурс «Тюменский сувенир». На выставке-ярмарке были представлены деревянные панно и шкатулки с символикой области, а также ножи, брелки, объёмная скульптура тобольских косторезов и  многие другие сувениры.

Эти и подобные мероприятия несомненно способствуют созданию новых оригинальных сувениров на основе народных художественных промыслов, однако существуют и некоторые проблемы на этом направлении. Так, опрос сотрудников художественных салонов Тюмени, проводившийся автором, показал, что наибольшим спросом, как у туристов, так и у людей, собирающихся в поездку и желающих взять с собой тюменский сувенир, пользуются компактные сувениры с различной символикой Тюменской области (с гербами городов Тюменской области, с изображением архитектурных памятников, просто с надписями «Тюмень» и т.д.). Причём эти сувениры пользуются настолько большим спросом, что можно даже говорить об их нехватке. Но, как отмечают работники художественных салонов, некоторые тюменские мастера неохотно соглашаются на изготовление подобных сувениров, воспринимая подобные заказы как посягательство на свободу творчества, либо изготавливают их в недостаточном количестве. И поскольку эта ниша не занята, её начали занимать производители сувениров из других регионов. Например, в художественных салонах Тюмени уже можно купить томские или курганские изделия из бересты (туеса, кружки, коробочки, солонки и т.д.) с различной тюменской символикой или панно из кожи и меха с надписью «Тюмень», изготовленные в г. Инта Республики Коми.

На рынке сувенирной   продукции   Тюменской   области  широко  представлены и сувениры полиграфической промышленности, которые можно приобрести в киосках тюменских и тобольских музеев, книжных магазинах, а также в киосках «Тюмень-пресс». Прежде всего, это красочные фотоальбомы, посвящённые архитектурным памятникам, природе, городам и искусству Тюменской области, такие как «Творчество народов Тюменской области», «Тобольский косторез Минсалим Тимергазеев», «Былое светописи», «Тюмень. Летопись четырёх столетий» и многие другие.

Наборы открыток также относятся к сувенирам полиграфической промышленности. Данный вид сувенирной продукции привлекателен своей относительно невысокой ценой и поэтому пользуется спросом и у туристов с невысокими доходами.

В России первые открытки с видами городов появились в 1895 г., когда были выпущены открытки с изображением улиц Москвы и уже около 1900 г. увидели свет первые открытки с видами Тюмени по фотографиям тюменского фотографа Т.К. Огибенина. В нашем регионе подобные открытки, кроме Тюмени, издавались в Тобольске, Ишиме, Ялуторовске и Обдорске (ныне Салехард). Как правило, открытки печатались в солидных типографиях Санкт-Петербурга или Москвы, поэтому их качество было очень высоким [8; 213-214]. В советское время, открыток посвящённых городам Тюменской области, было издано гораздо меньше, хотя и издавались они очень большими тиражами в Москве.

В настоящее время выпускается множество наборов открыток, посвящённых Тюмени, на разнообразные темы и небольшими тиражами. Так, если в 2000 г. вышел один набор открыток тиражом 5000 экземпляров, то в 2004 г. – девять наборов общим тиражом свыше 15000 экземпляров. Причём открытки высокого качества издаются теперь в Тюмени. Необходимо отметить ещё одну положительную тенденцию: как в альбомах, так и на открытках русский текст частично или полностью дублируется текстом на европейских языках: английском, немецком, французском. Это делает возможным предложение данных сувениров и иностранным туристам.

Тюмень имеет опыт и по выпуску музыкальных сувениров. В 2001 г. вышло в свет музыкальное издание под названием «С любовью, землякам… Век XX. Тюменский классический вокал в лицах». Издание представляет собой два CD-диска в одном футляре и брошюру. На CD-дисках собраны записи известных  тюменских исполнителей, сыгравших важную роль в развитии тюменского вокального искусства: А. Лабинского, К. Ермолаева, Г. Колмакова, Ю. Гуляева, и других. В брошюре помещены их портреты и краткие биографии. К сожалению, тираж данного издания был настолько мал (1000 экземпляров), что уже вскоре после выхода оно стало раритетом. Необходимо его переиздание и гораздо большим тиражом. В настоящее же время в магазинах  можно приобрести другой музыкальный сувенир – CD-диск лучших бардов Тюменской области «Нам на счастье».

Широко представлены сувениры пищевой промышленности Тюменской области. Например, фирма «БКК» выпускает конфеты «Вечерняя Тюмень» с изображением на коробке Кволити-отеля «Тюмень», которые пользуются большим спросом.

Представлены и вино-водочные изделия. Это бальзам «Ишимский», водка «Тюменская», «Ямал» и другие. Все они, вставленные в специальный футляр из бересты с надписью «Тюмень», продающийся в художественных салонах Тюмени, могут быть неплохим сувениром. Особо стоит отметить водку «Тюменскую», которую в специализированных магазинах можно купить в особом сувенирном оформлении: в упаковке вместе с глиняной русской братиной.

В Тюмени довольно много фирм, занимающихся изготовлением бизнес-сувениров, т.е. сувениров с фирменной символикой предприятия. Все эти фирмы – потенциальные производители сувениров, посвящённых Тюменской области. В последнее время в Тюмени появились керамические панно с символикой Тюменской области, посвящённые 60-летию области, а также с изображениями памятников архитектуры Тюмени, изготовленные способом надпечатки. Подобные начинания можно развить и расширить ассортимент продукции. Например, выпускать майки, бейсболки, значки и другие предметы утилитарного и декоративного назначения со слоганами, с символикой Тюменской области и её городов, изображениями её памятников архитектуры.

Это далеко не полный перечень сувенирной продукции Тюменской области, но он даёт представление о разнообразии и особенностях тюменских сувениров. Хотя очевидно, что рынок сувенирной продукции Тюменской области ещё имеет большой потенциал развития.

 

3. Использование сувенира в процессе и в целях туризма.

По мнению М.Б. Биржакова, приобретение сувениров является одной из целей туристского путешествия, причём не самой последней [2; 52]. Поэтому регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, а туристско-экскурсионные фирмы учитывать это в своих программах.

Это понимают и многие туроператоры, в том числе Ханты-Мансийская компания ОАО «Югорская долина», перечисляющая в своих каталогах среди прочей информации наиболее интересные и характерные сувениры автономного округа и места, где их можно приобрести. В рекламных проспектах некоторых фирм указываются приблизительные цены на сувениры. Кроме того, для посещения магазинов с целью приобретения сувениров обычно в экскурсионных программах отводится время. Многие туристские фирмы для удобства своих клиентов на время посещения магазинов организуют их доставку на автотранспорте в торговый центр и выделяют им в помощь гидов-переводчиков. К примеру, та же компания «Югорская долина», приблизительно две трети клиентов которой бизнесс-туристы, не обладающие большим количеством времени, предоставляет им разнообразные услуги, среди которых и помощь по приобретению северных сувениров [12; 17].

Помощь в выборе сувенира является дополнительной услугой и оплачивается отдельно, согласно прейскуранту цен на дополнительные услуги экскурсовода. Это дополнительный заработок для экскурсовода и дополнительные средства, остающиеся в регионе. В свою очередь, это требует от экскурсовода хорошего знания ассортимента сувенирной продукции своего региона, чтобы выбрать наиболее подходящий сувенир для определённой категории туристов и индивидуально для каждого.

В Центральном федеральном округе эта задача облегчается проведением маркетинговых исследований в целях изучения предпочтений туристов и наиболее эффективного удовлетворения их потребностей. Их результаты будут полезны и для экскурсоводов нашего региона. Так, в результате исследований выяснилось, что арабские, японские, китайские и турецкие туристы чаще приобретают изделия из финифти и янтаря. Европейских же туристов интересуют сувениры с советской символикой. Исследования показали также, что туристы из разных стран предпочитают разные матрёшки. Например, американские туристы чаще всего покупают матрёшки, изображающие политиков и спортсменов, туристы из Великобритании предпочитают традиционные семёновские матрёшки, немецкие туристы – расписные тёмных оттенков, для китайских же туристов главным критерием является цена сувенира.

Благодаря тому, что сувенир, отображает культурные достижения региона, передаёт национальный и местный колорит, он используется как средство рекламы и PR. На российских и международных выставках оформляются стенды c помощью наиболее интересных сувениров своего региона. Например, Турбюро Тюменского государственного института искусств и культуры, организующее экскурсии по Тюмени, в марте 2004 г. на туристской выставке при оформлении стенда применило сувенирные открытки, посвящённые памятникам архитектуры Тюмени.

Возможность использования сувениров в качестве рекламы не только региона, но и самой туристско-экскурсионной фирмы наконец-то осознали директора тюменских компаний. Начиная с 2003 г. такие турфирмы как «Одиссея», «Околица», «Ветер странствий», «Планета тур», туристическое бюро «Тюмень» и другие, являются спонсорами разнообразных наборов сувенирных открыток, издающихся в последние годы в большом количестве. Дарение этих и подобных сувениров некоторым категориям туристов и руководителям школьных и студенческих групп в конце тура или экскурсии, несомненно, оставит память и благоприятное впечатление не только о регионе, но и о фирме. А напечатанные на обложке адреса и телефоны турфирм помогут туристам связаться с ними для заказа новых экскурсий или туров. Разнообразие тем наборов сувенирных открыток позволяет дифференцированно подойти и к выбору сувенира. Например, в конце экскурсии «Храмы Тюмени», «Вечерняя Тюмень» можно подарить и одноимённые наборы открыток, а в конце экскурсии «По площадям и паркам нашего города» – набор открыток «Тюмень. Цветы и фонтаны» и т.д.

Большое разнообразие сувениров привлекает к ним внимание людей, одержимых страстью коллекционирования. Хобби одних – значки, памятные медали и монеты, у других это почтовые марки, открытки, брелки, различные изделия народных художественных промыслов и т.д. Некоторые туристско-экскурсионные фирмы, желая выжить в условиях жестокой конкуренции, стремятся создать эксклюзивный туристский продукт и предлагают туры для этой категории туристов. В рамках такого вида туризма, как хобби-туризм организуются специальные туры для коллекционеров (филателистов, филокартистов, нумизматов, фалеристов и других), в которых они имеют возможность заняться любимым делом в среде единомышленников во время отдыха или путешествия [9; 23]. То есть, можно сказать, что сувенирам посвящаются специальные туры.

«Центры народного искусства привлекают туристов как объекты экскурсионного показа и сувенирной продукции» [9; 58]. Некоторые российские туристско-экскурсионные фирмы организуют экскурсии на предприятия и в мастерские, производящие сувенирную продукцию. Например, экскурсии в посёлок Жостово Московской области, где производятся знаменитые жостовские подносы, или на нижегородскую фабрику «Семёновская роспись», где делают матрёшки. Подобные экскурсии не распространены широко, и даже считаются у нас экзотическими [16; 4]. Однако есть примеры проведения таких экскурсий в Тюменской области. В частности, Ханты-Мансийская компания ОАО «Югорская долина» организует для туристов посещение центра прикладного творчества и ремёсел, музеев-мастерских известных художников Игошева и Райшева. Не менее интересна экскурсия в этнографический музей под открытым небом «Торум-Маа», где проводятся различные мастер-классы по народным ремёслам – изготовлению изделий из бересты и корней кедра, бисероплетению и другим.

Проводятся подобные экскурсии и на юге Тюменской области. Так, некоторые туристско-экскурсионные фирмы Тюмени, например, «Одиссея», «Глобус», «Околица» организуют экскурсии в Тобольск, куда включают посещение творческой мастерской «Минсалим» художника-костореза с мировым именем М.В. Тимергазеева.

Приём туристов в мастерской продуман до мелочей, поэтому посещение мастерской становится одним из самых ярких и незабываемых моментов экскурсии. Происходит это следующим образом. Мастер выходит навстречу гостям в рабочем фартуке и с повязкой на голове, что придаёт всему происходящему особый колорит. Сам рассказывает туристам о тобольской резной кости, а также некоторые моменты своей биографии, благодаря чему между ним и экскурсантами устанавливаются доверительные отношения. Желающие могут не только увидеть процесс создания художественного изделия, но и сами поучаствовать в нём. Ну и, конечно же, туристы не уходят из мастерской без сувениров, возможность приобретения которых указывается в программе экскурсии. По просьбе экскурсанта, купившего сувенир, мастер может поставить на нём свой автограф.

Тюменским областным центром прикладного творчества и ремёсел в собственном выставочном зале «Народная галерея» проводятся выставки и выставки-ярмарки произведений народных мастеров, способных привлечь жителей и гостей Тюмени. Также желающие могут приобрести как тюменский, так и российский сувенир в расположенном тут же художественном салоне.

Однако для более эффективного использования сувенирной продукции в процессе и в целях туризма необходимо взаимодействие народных мастеров, центров народного художественного творчества, художественных салонов, экскурсоводов, туристских фирм и представителей органов власти, которого на данный момент нет. Опрос сотрудников художественных салонов Тюмени, показал, что отсутствует связь между художественными салонами и туристско-экскурсионными фирмами, занимающимися приёмом туристов и проведением экскурсий.  А эта связь нужна и выгодна всем: художественные салоны были бы обеспечены клиентами, туристы знакомились бы с изделиями народных художественных промыслов региона и приобретали бы понравившиеся сувениры, экскурсоводы, приводящие туристов в салон, могли бы получать определённый процент от проданной сувенирной продукции, как это делается в мировых туристских центрах.

Большая масса художественных салонов Тюмени работают с 1000 до 1900, причём все они в выходные дни закрываются раньше, либо вообще не работают. Всё это часто создаёт неудобства для туристов, многие из которых – бизнес-туристы. Для них часто организуются вечерние экскурсии, так как на протяжении всего дня и до позднего вечера они заняты своими делами.

Налицо отсутствие взаимопонимания и недостаточное взаимодействие различных отраслей туристской индустрии Тюменской области. Выходом из данной ситуации могло бы стать создание координационного совета по развитию внутреннего туризма Тюменской области, наподобие координационного совета созданного в Ханты-Мансийске, куда вошли бы представители всех заинтересованных сторон. Подобный совет решал бы проблемы сувенирной, а также других отраслей туристской индустрии Тюменской области, вырабатывал бы единую политику устойчивого развития рынка внутреннего туризма.

Кроме того, необходимо проведение маркетинговых исследований, подобных упомянутым выше, с целью изучения потребностей туристов и наиболее эффективного их удовлетворения.

Московскими художниками и мастерами создан сайт в сети «Интернет» (www.webvernisage.com), где можно познакомиться с различными сувенирами народных художественных промыслов, почитать статьи по различным направлениям декоративно-прикладного искусства, познакомиться с подробной биографией мастера, а также оформить заказ на приглянувшийся экспонат. Подобный сайт был бы полезен и для Тюменской области.

Также можно было бы в одном из старинных городов Тюменской области – Тюмени, Тобольске, Ишиме или Ялуторовске создать улицу ремёсел, где располагались бы мастерские традиционных народных художественных промыслов юга Тюменской области. Проведение экскурсий, мастер-классов и продажа сувениров, сделанных на основе народных художественных промыслов в этих мастерских стали бы одним из важнейших факторов, влияющих на привлекательность региона для туристов.

Все эти меры способствовали бы наиболее эффективному использованию сувенирной продукции в процессе и в целях туризма в частности и развитию всей туристской индустрии Тюменской области в целом.

 

Список литературы:

1. Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры.  2-е изд. перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1977. 312 с.

2. Биржаков, М.Б. Введение в туризм. 4-е изд. перераб. и доп. СПб.: Изд. дом «Герда», 2002. 320 с.

3. Биржаков, М.Б., Маринин, М.М. Shopping/покупки // Туристские фирмы. 1997. Вып. 12. С. 231-253.

4. Богданова, С. Туризм на земле Югорской // Российская туристическая газета. 2001. № 18-19. С. 4.

5. Воевецкая, И.  Никольская ярмарка… Звонкая и яркая! // Городские будни. 2002. № 52. С. 2.

6. Гранин, Д.А. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 2.: Рассказы и повести; Путешествия. Л.: Худож. лит., 1989. 533 с.

7. Княжева, А. Семьсот подарков области // Тюменский курьер. 2003. № 91. С. 2.

8. Копылов, В.Е. Окрик памяти. История Тюменского края глазами инженера: В 3 кн. Кн. 1. 3-е изд., испр. Тюмень: ИФ «Слово», 2002. 336 с.

9. Менеджмент туризма / Научн. ред. В.А. Квартальнов. М.: Российская международная академия туризма, 1996. 230 с.

10. Назарова, К.Н., Ордынская, Т.Н. Русский сувенир. М.: Реклама, 1973. 80 с.

11. Орловский, Э.И. Сувениры. М.: Экономика, 1974. 183 с.

12. Осадин, Б. Югра Валерия Кушникова // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2003. № 1. С. 17-18.

13. Тарабаева, И. Тюменские голоса XX в. // Тюменские известия. 2001. № 78-79. С. 4.

14. Туризм в ХМАО – не мечта, а реальность // Жизнь Югры. 2002. № 45. С. 2.

15. Чичкина, С. Матрёшки бывают разными // Российская туристическая газета. 2001. № 38. С. 8.

16. Чичкина, С. Экзотикой по стереотипам // Российская туристическая газета. 2002. № 6. С. 4.

17. Шайхтдинова, Н.Х. Народное искусство Тюменской области XIX-XX вв.: Метод. разраб. в помощь лектору. Тюмень, 1989. 29 с.

 

Источник: Сауков Г.Н. Сувенирная продукция в туризме (региональный аспект) // Туризм в социокультурном пространстве Тюменского региона / Научн. ред. Л.Н. Захарова. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2006. – С. 105-120.

Скачать статью в PDF

Поделитесь текстом в соцсетях:
Категория: Научные исследования | Просмотров: 20337 | Дата: 03.04.2006 | Рейтинг: 4.2/4
Всего комментариев: 0
avatar