Мои публикации
Главная » »
10:06

1. Понятие, классификация и значение сувенира.

Индустрия туризма представляет собой систему, являющуюся совокупностью взаимосвязанных элементов - предприятий, выпускающих товары и услуги, без которых не может существовать современный туризм. К ним относятся:

  • транспортные предприятия;
  • предприятия питания;
  • предприятия размещения;
  • туристские, экскурсионные бюро и компании;
  • учебные заведения туристского профиля;
  • информационные и рекламные службы;
  • предприятия по производству сувениров;
  • предприятия по производству предметов туристского снаряжения и инвентаря;
  • научно-исследовательские организации туристского профиля.

Недостаточное развитие хотя бы одной из этих отраслей отрицательно сказывается на системе в целом и существенно снижает планируемые доходы от туризма. И наоборот, туристские центры, в которых всё поставлено на службу туристу и гармонично развиваются все отрасли туристской индустрии, получают максимальную прибыль.

К сожалению, не все и не всегда это понимают, и поэтому сувенирной продукции, её производству и использованию в процессе и в целях туризма не уделяется внимание как в теории туризма, так и на практике. Во многом это идёт от понимания сувениров как никому не нужных безделушек, не приносящих пользы и туристскому центру. Обоснованно ли это? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть понятие и сущность сувенира.

История сувенира уходит корнями в далёкое прошлое. С древних времён существовал обычай оставлять какую-нибудь вещь, способную пробуждать воспоминания. Этот обычай у каждого народа и в каждой стране получил свою неповторимую окраску. Например, на Руси собравшемуся в военный поход ратнику девушка дарила на память о себе расшитый рушник, бояре преподносили иноземным послам собольи меха и в свою очередь получали сабли дамасской стали. Позже, в XVIII в. такие подарки в России стали называть сувенирами (от фр. souvenir - воспоминание, память).

В конце XIX века в силу политико-экономической ситуации возник и оформился в своём настоящем состоянии туризм [2; 24]. С оформлением и дальнейшим развитием массового туризма всё больше и больше людей, отправлявшихся в путешествие в другие страны, приобретало понравившиеся им вещицы не только для того, чтобы подарить близким, но и для себя на память о посещённых местах, интересных событиях, участниками которых они стали. Привозить с собой сувениры из дальних поездок стало традицией. Таким образом, понимание сувенира лишь как подарка на память перестало соответствовать действительности.

В настоящее время сувенир - это художественное или художественно оформленное изделие, как правило, небольших размеров, отображающее местные особенности, достопримечательности, выдающиеся события и достижения, которое приобретается туристом на память о путешествии или для подарка другому лицу.

В большинстве случаев  сувениры – это изделия народных художественных промыслов и художественной промышленности. И это не случайно, ведь именно изделия народных художественных промыслов будут для туриста наилучшим напоминанием о чужой стране, поскольку наиболее ярко передают её культурные особенности. Показательным является тот факт, что вместе со становлением туризма в конце XIX – начале XX в. во многих странах мира, в том числе и в России, началось возрождение давно забытых или угасающих народных художественных промыслов, которые стали фундаментом сувенирной отрасли.

Но сувениры – это не только изделия народных художественных промыслов и художественной промышленности. Писатель Д.А. Гранин, рассказывая о посещении острова Капри, писал: «Вплотную, друг за другом, тянулись лавочки, вывернутые наружу со своими товарами, так, что внутрь лавочки заглядывать не имело смысла. Всё, что есть примечательного, развешано на витринах, щитах, стоит на лотках. Главным образом это сувениры. Сувениры состоят из открыток, шкатулок, оклеенных ракушками, бутылок вина, кошельков, ножичков…» [6; 427].

Писатель правильно относит к сувенирам открытки, и даже вино, это не противоречит приведённому выше определению сувенира, а также подтверждается авторами, занимавшимися   теорией   сувенирной   продукции   – Р.А.  Бардиной  и  Э.И. Орловским. Каждый из них предложил свою классификацию сувениров, где выделил в отдельную группу или подгруппу продовольственные сувениры, парфюмерно-косметические, табачные.

Бутылка вина, привезённая из Франции, или коробка сигар из Кубы будут, либо прекрасным подарком, либо предметом, который напомнит человеку о посещённом им месте не только не хуже, чем, например, шкатулка оклеенная ракушками, но возможно и лучше. По утверждению учёных, запах и вкус могут пробуждать у человека более яркие воспоминания о пережитом и увиденном, чем даже просмотр открыток с видами той местности, которую он посетил. Таким образом, сувенир хоть и часто, но не всегда является художественным изделием.

Однако, в отличие от изделий народных художественных промыслов, очень немногие изделия пищевой, полиграфической или другой промышленности могут стать сувениром. Критерии, по которым то или иное изделие можно отнести к сувенирной продукции, обозначены в предложенном выше определении сувенира. Вещь, не являющаяся изделием народных художественных промыслов или художественной промышленности, должна, по крайней мере, быть художественно оформлена, отображать местные природные или культурные особенности, достопримечательности. Также желательно, чтобы предмет имел небольшие размеры, что является существенным для большинства туристов. К сожалению, последнего не понимают многие тюменские художники, пишущие картины больших форматов, а также работники художественных салонов, предлагающие их туристам в качестве сувениров, от которых они, естественно, отказываются.

Широкий ассортимент сувенирной продукции, изготовляемой как кустарным, так и промышленным способом, требует создания классификации, необходимой для наиболее эффективного обслуживания туристов, удовлетворения их потребностей. На основе классификаций сувенирной продукции, предложенных  Р.А. Бардиной и Э.И. Орловским, можно предложить более точную классификацию сувениров, хотя и в неё, безусловно, могут быть внесены корректировки.

I. По тематике сувениры делятся на:

1) сувениры, связанные с определённым местом, отражающие природу, национальные и местные особенности;

2) сувениры, связанные с какой-либо датой или определённым событием;

3) сувениры, связанные с какой-либо выдающейся личностью;

4) комбинированные.

II. По способу использования сувениры делятся на:

1) утилитарные;

2) декоративные.

III. По преобладающему материалу сувениры делятся на:

1) сувениры из дерева различных пород, коры, лозы;

2) сувениры из бумаги, картона, папье-маше;

3) сувениры из керамики;

4) сувениры из поделочных камней, янтаря;

5) сувениры из стекла;

6) сувениры из металла;

7) сувениры из пластмасс;

8) сувениры из резины и каучука;

9) сувениры из кожзаменителей, кожи, меха;

10) сувениры из ниток, ткани, пряжи;

11) сувениры из кости, рога, перламутра;

12) сувениры, изготовленные из нескольких материалов.

IV. По промышленно-отраслевой принадлежности сувениры делятся на:

1) сувениры народных художественных промыслов;

2) сувениры художественной промышленности;

3) сувениры легкой промышленности;

4) сувениры полиграфической промышленности;

5) сувениры пищевой промышленности:

  • сувениры кондитерской промышленности;
  • сувениры ликёроводочной промышленности;
  • сувениры табачной промышленности;
  • прочие;

6) сувениры парфюмерно-косметической промышленности;

7) прочие.

В теории туризма сувениры относят к товарам туристского назначения, которые являются составляющей туристского продукта. Туристский продукт – совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (услуг) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его путешествия и вызванных именно этим путешествием. Схематически это представлено на рис. 1.

 

Рис. 1. Сувенир в структуре туристского продукта

 

Таким образом, с точки зрения теории туризма сувенир – это один из специфических туристских товаров, необходимый для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его путешествия и вызванных именно этим путешествием.

Необходимо понимать, что услуги, входящие в тур, это ещё не весь турпродукт. Турист, помимо этого, рассчитывает потратить деньги на дополнительные услуги и на товары, которые туристский центр должен им предоставить, если хочет получить максимальную прибыль. Покупки сувениров составляют важный   элемент   туристского   путешествия, так как трата денег входит в перечень удовольствий, которые турист желает получить, и получает при грамотном обслуживании. В противном случае турист уезжает с чувством неудовлетворения, а регион остаётся с упущенной выгодой.

В марте 2003 г. в Ханты-Мансийске проводился чемпионат мира по биатлону. По мнению специалистов туристско-экскурсионного бизнеса, спрос на некоторые виды сувенирной продукции, посвящённой данному мероприятию, значительно превзошёл её предложение. А это значит, не были удовлетворены потребности туристов и налицо упущенная выгода. Между тем во всём мире при организации подобных мероприятий уделяется большое внимание производству и реализации сувенирной продукции с символикой, так как в немалой степени благодаря этому окупаются расходы на проведение спортивных состязаний. Примером тому может служить опыт проведения Зимних Олимпийских игр в Лилихаммере (Норвегия), где был достигнут высокий коммерческий успех, в том числе и за счёт активной торговли сувенирами с символикой игр [2; 142].

Кроме экономического значения, сувенирная отрасль также имеет и социальное значение для региона, поскольку производство и продажа сувениров обеспечивают занятость местного населения.

Благодаря повышенному спросу на оригинальную сувенирную продукцию, передающую национальный колорит, возрождаются традиционные народные художественные промыслы; таким образом оказывается благоприятное влияние и на культуру региона.

Сувенир – это частица культуры народа. Совершенно справедливо их называют визитными карточками страны, её культуры и искусства. Сувениры выполняют познавательную роль, способствуют духовному обогащению людей, отражая жизнь и культуру страны, местности, которую они представляют.

Визитная карточка – это, в некотором роде, реклама. Не является исключением и сувенир, отображая достижения искусства, спорта, науки и техники региона, он создаёт ему благоприятный имидж. Человек же, побывавший в туристской поездке, демонстрируя привезённые сувениры, невольно становится бесплатным рекламным агентом туристского центра, чем активно способствует привлечению в него новых туристов.

Итак, сувенир, являясь составляющей туристского продукта и удовлетворяя разнообразные потребности туристов, приносит ощутимую пользу региону. Поэтому недостаточное развитие сувенирной отрасли в Российских туристских центрах, отмечаемое иностранными специалистами, а также отсутствие глубокой теоретической разработки данного вопроса в современной туристской литературе является серьёзным упущением.

 

Список литературы:

1. Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры.  2-е изд. перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1977. 312 с.

2. Биржаков, М.Б. Введение в туризм. 4-е изд. перераб. и доп. СПб.: Изд. дом «Герда», 2002. 320 с.

3. Биржаков, М.Б., Маринин, М.М. Shopping/покупки // Туристские фирмы. 1997. Вып. 12. С. 231-253.

4. Богданова, С. Туризм на земле Югорской // Российская туристическая газета. 2001. № 18-19. С. 4.

5. Воевецкая, И.  Никольская ярмарка… Звонкая и яркая! // Городские будни. 2002. № 52. С. 2.

6. Гранин, Д.А. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 2.: Рассказы и повести; Путешествия. Л.: Худож. лит., 1989. 533 с.

7. Княжева, А. Семьсот подарков области // Тюменский курьер. 2003. № 91. С. 2.

8. Копылов, В.Е. Окрик памяти. История Тюменского края глазами инженера: В 3 кн. Кн. 1. 3-е изд., испр. Тюмень: ИФ «Слово», 2002. 336 с.

9. Менеджмент туризма / Научн. ред. В.А. Квартальнов. М.: Российская международная академия туризма, 1996. 230 с.

10. Назарова, К.Н., Ордынская, Т.Н. Русский сувенир. М.: Реклама, 1973. 80 с.

11. Орловский, Э.И. Сувениры. М.: Экономика, 1974. 183 с.

12. Осадин, Б. Югра Валерия Кушникова // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2003. № 1. С. 17-18.

13. Тарабаева, И. Тюменские голоса XX в. // Тюменские известия. 2001. № 78-79. С. 4.

14. Туризм в ХМАО – не мечта, а реальность // Жизнь Югры. 2002. № 45. С. 2.

15. Чичкина, С. Матрёшки бывают разными // Российская туристическая газета. 2001. № 38. С. 8.

16. Чичкина, С. Экзотикой по стереотипам // Российская туристическая газета. 2002. № 6. С. 4.

17. Шайхтдинова, Н.Х. Народное искусство Тюменской области XIX-XX вв.: Метод. разраб. в помощь лектору. Тюмень, 1989. 29 с.

 

Источник: Сауков Г.Н. Сувенирная продукция в туризме (региональный аспект) // Туризм в социокультурном пространстве Тюменского региона / Научн. ред. Л.Н. Захарова. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2006. – С. 105-120.

Категория: Научно-исследовательские | Просмотров: 11253 | Добавил: saukow | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]